Детство под залпы орудий

Свои воспоминания Розалия Тимонина записала. Так – в виде нескольких исписанных листов – они и попали в редакцию. Какой увидели Великую Отечественную подростки тех лет?

В городе Конаково Калининской (сейчас Тверской) области, расположенном на берегу Волги, необыкновенно уютно, чисто, красиво. После объявления 22 июня 1941 года о начале войны школьный двор был полон учеников как 1 сентября. Позже сообщили, что в школе разместят госпиталь. Школьников отрядили убирать и мыть классы. Появилась работа и за городом.

Главные помощники

«Чуть позже директор собрал учеников постарше, которым не надо было сдавать экзамены, и попросил о помощи. Нас отправили на моховые болота сушить торф. Расселили в бараках, выдали бахилы, рукавицы и накомарники. Надо было переворачивать пласты торфа. Жара и комары изматывали, но мы терпели. Уставали ужасно, но не жаловались. На обед выдавали перловую кашу. И какой же вкусной она казалась!»

Место, где работали четырнадцатилетняя Розалия и другие подростки, располагалось недалеко от железной дороги, соединяющей Москву и Санкт-Петербург.

С начала войны прошел ровно месяц. Поздно вечером 22 июля по радио передали, что Москву бомбили. С этого времени где только не довелось трудиться и взрослым, и детям!

«Работали на берегу Волги, на лесосплаве. Рабочие вылавливали бревна, а мы – дети – вели учет. Деревья отправляли на распилку, а дальше – для строительства противотанковых сооружений. Затем была поездка в деревню на уборку льна. Девочки вязали снопы, мальчики укладывали их для сушки.

В городе была вспышка малярии. Группа девочек, среди которых была и моя сестра Клара, в накомарниках ходили по домам, забирались на чердаки и спускались в подвалы. Они искали рассадники личинок комаров. Обнаружив такое место, звали медиков, которые проводили дезинсекцию».

Мы отдыхали по приказу

1 сентября, как обычно, начались занятия в школе. Продолжались они недолго – уже 16 октября учащихся распустили по домам.

Розалия Тимонина вспоминает приход в Конаково 30-й армии сибиряков как нечто грандиозное. Войска заполонили дороги, улицу перейти не было никакой возможности. Армию расквартировали, в доме, где жила с родителями Роза, разместился особый отдел. Полковник из отдела сказал семье никуда не уезжать – немцев в город никто не пустит. Начались ожесточенные бои всего в восьми километрах от Конакова.

В январе возобновились прерванные было занятия в школе. Но после уроков ученики отправлялись работать.

«Начались поездки на лесоповал – для отопления школ не хватало дров. Нас посылали чистить дороги от снежных заносов, поскольку продовольствие в город привозили на подводах. На поездах же – только раненых.

Одноклассники, вчерашние мальчишки-шалуны, как-то разом повзрослели. Оберегали нас, девчонок: отбирали лопаты, а порой и просто приказывали отдыхать».

Военный выпускной

А зимой 44-го сверстники Розалии Тимониной стали уходить на фронт. Сначала тайком, как умница и красавец Женя Комков, погибший в одном из первых сражений, а после – по призыву. В мае этого же года прозвенел последний звонок. После экзаменов и выпускного, как пишет Розалия Романовна, «началась взрослая жизнь». Хотя, в сущности, война своих детей заставила повзрослеть намного раньше. Не отпустила их она и потом.

«Я поступила в институт химического машиностроения в Москве. Во время зачета по начертательной геометрии нас, первокурсниц, вдруг пригласили в деканат. Там сидел военный капитан».
Их попросили показать зачетки. Розалия Тимонина к тому времени уже досрочно сдала несколько экзаменов. В числе 30 студенток ее отправили в Управление кадров сухопутных войск Министерства вооруженных сил, недавно вернувшегося из эвакуации.

Своего начальника Розалия Романовна вспоминает с искренней теплотой:
«Он стал нам как отец, этот добрый и милый полковник. Успокаивал, мол, будете, девчонки, еще учиться. А пока работы было море. Мы заносили приказы в личные дела фронтовиков. Записывали данные о перемещениях, назначениях, присвоении званий и наград… информацию о потерях. За каждым документом – судьба человека».

Босиком на парад

Когда окрыленные радостным известием – Победа! – девушки примчались на работу, тот же полковник отправил их всех по домам. Вечером люди пришли на Красную площадь, были там и Розалия с сестрой.

24 июня, в день исторического Парада, сотрудники Управления собрались на Смоленской площади – на демонстрацию. И что могло испортить девушкам счастье?
«Был сильнейший дождь, но мы носились, приветствовали проходящие колонны войск. Бегали по лужам босиком. Это была Победа! И Мир!»

Т.Володина,
фото из архива Р.Тимониной

Добавить комментарий

Spam Protection by WP-SpamFree